ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Мастер-класс по живописи «Вечерний город»
9 апреля 2025 года в ДХШ №3 прошел мастер-класс по живописи «Вечерний город», организованный в рамках проекта «Пушкинская карта».
Под руководством преподавателя и члена Союза художников России Дмитрия Валерьевича Рыжова участники погрузились в мир городского пейзажа и узнали основы его изображения.
С огромным энтузиазмом каждый из них создал свой уникальный художественный образ вечернего города, что стало настоящим свидетельством успешной работы. Итоги мастер-класса подтверждают, что все поставленные задачи были успешно выполнены!
Спасибо всем участникам за вдохновение и креатив! Ждем новых встреч на наших мероприятиях!
На выставке Федота Сычкова
28 апреля ученики нашей школы были на экскурсии в музее на межрегиональной выставке посвященной 155 – летию со дня рождения народного художника Мордовии  Ф.В. Сычкова.
 На выставке дети смогли рассмотреть около ста произведений живописи, графики, декоративно- прикладного и народного искусства из фондов музеев. Пензенская картинная галерея, Ярославский Художественный музей, Владимиро – Суздальский музей - заповедник и Вологодская картинная галерея предоставили свои экспонаты для этой юбилейной выставки. Эскизы и этюды, выполненные в технике акварели интересны пристальным вниманием художника к рисунку формы и тончайшим градациям цвета, его сложности, чистоте, и прозрачности. Дети могли рассмотреть все особенности художественного метода Ф. Сычкова основанного на лучших традициях мирового искусства, соединяющий  строгий безупречный рисунок с богатой и сложной живописностью.
«Крестьянский бытописатель» -  так называют искусствоведы замечательного мордовского художника – Федота Васильевича Сычкова. Народный художник Мордовии, чьи картины восхищают жизнерадостным и чутким отношением к человеку из народа, любовью к родному пейзажу, поэзией деревенского жизненного уклада. Творческая судьба «первого и главного мордовского живописца» необычна во многом. Рожденный в бедной крестьянской семье, воспитанный неграмотными родителями, Сычков получил прекрасное художественное образование. Окончив мастерскую батальной живописи в Академии художеств, он обратился к бытовому жанру и не изменял ему на протяжении всей своей жизни. Зарекомендовав себя в Петербурге в качестве талантливого портретиста, Сычков вернулся на родину и всю жизнь провел в селе Кочелаеве Наровчатского уезда Пензенской губернии (ныне Ковылкинский район Республики Мордовия). Главным своим наставником Сычков считал И.Е. Репина, советам которогоследовал всю жизнь. Любимое село Кочелаево, живописно раскинувшееся на берегах реки Мокши, никогда не отпускало художника надолго. Приезжая на каникулы во время учебы, после путешествий по Европе он всегда возвращался сюда. В маленьком доме, стоявшем «на том самом месте и улице», где он появился на свет, художник прожил долгую жизнь, полную творческих открытий и достижений. Деревенская жизнь во многом повлияла на творчество художника, даже революция не изменила его тематических пристрастий. «Деревенский быт и сюжет» был «дорог и мил» ему, а сама «жизнь … в деревне… необходима» Повседневная жизнь каждого народа необычна и интересна. У каждого свои праздники, обычаи, ценности, у каждого своя вера, свой взгляд на жизнь. Никогда у нас не получится найти два народа, у которых бы совпали все вышеперечисленные особенности, поэтому быт каждого народа как настоящее сокровище ценен и неповторим. Повседневный привычный уклад жизни человека – это сложное и многогранное явление национальной культуры. Буквально все неразрывно связано с трудом крестьянина. Самые яркие эпизоды жизни людей отражаются в народных праздниках. Например - Рождество Христово. Коляда, Рождественский сочельник .C давних времен Рождество Христово было великим праздником, в котором переплелись христианские и языческие обряды. В деревнях сохранился древний обычай колядования, когда в ночь под Рождество ряженые ходят по домам и поют славословия Христу или колядки - пожелания, а в ответ получают вкусные гостинцы или деньги. Именно этому событию посвятил свою картину «Христославы» Ф. В. Сычков. Он всегда вносил в свои жанровые картины элемент рассказа. Подобная повествовательность была, по словам И.Н. Крамского, типичной национальной чертой новой русской живописи.
Будучи реалистом, хорошо зная быт и условия жизни крестьянской среды, увлеченный разнообразием типов и характеров деревенской детворы, Сычков создал правдивую жизненную картину положения крестьян в начале прошлого века в России. Красота народной повседневности, выявление лирического начала в изображении крестьянской темы ему ближе, чем постановка острой социальной проблемы, как это можно наблюдать в работах передвижников. Он увлечен культом неброской красоты среднерусской природы, прелестью состояний различных времен года, неброской привлекательностью крестьянских девушек и яркостью их праздничных нарядов. Уже тогда художник мог сказать «деревенские сюжеты мне близки и дороги», «другие темы мне не так понятны, и я их не пишу».    
Пейзаж в картинах художника можно рассматривать как полноправногогероя композиции. Неба почти не видно: его интересует пространство земли. Он приближает людей к зрителю и  как бы сливает нас воедино. Больше других времен года художник любил изображать зиму. Ее колорит позволял выделять яркие, праздничные костюмы крестьян. Кроме того зима – это время окончания трудовой страды, веселый отдых, праздник. Он работал не только в мастерской, но и на природе, чтобы уловить тончайшие перемены ее состояния, остановить бегущие мгновения и запечатлеть их на холсте со всеми особенностями данного конкретного освещения. Свет, воздух и постоянно меняющийся под их воздействием цвет, игра рефлексов становятся важным средством выразительности. Яркий, контрастный колорит многих работ художника запоминается навсегда. Федот Васильевич считал, что «в жизни должно быть как можно больше радости. Она – признак счастья народа. Она источник бодрости, энергии, здоровья… Она – первый помощник в большом и малом труде, во всякой беде и невзгоде».
Но мордовская культура это не одни сплошные праздники, Мордва трудолюбивый народ. В картинах художника чувствуется настоящая жизнь народа. Мы понимаем, что ручной труд это тяжело, сложно, но эти люди не боятся трудностей. Они всегда вместе – вместе празднуют, вместе работают, делят все печали и радости друг с другом.
 Параллельно с бытовым жанром художник работает и в жанре портрета. Он умел писать быстро и точно, схватывая особенности внешнего облика портретируемых. В парадных и камерных портретах чувствуется интерес мастера к своему герою. Нам особенно понравился портрет жены художника «А какая должна быть муза художника?» -  Как бы спрашивает нас Сычков- и сам отвечает своей живописью  «Вот, посмотрите на мою жену». Она, петербургская барышня. Жила с ним в селе Кочелаево, была в курсе всех событий его творческой жизни, часто позировала в образе мордовских женщин, коллекционировала старинные костюмы, платки, бусы, которые использовал художник в своих работах. Лидия Васильевна мечтательно и чуть грустно смотрит с парадного портрета на нас. Художник взял точку зрения снизу и тем самым возвышает ее.
Интересны и детские портреты кисти художника, многие выполнены в технике акварели в них нет слащавости и сентиментализма, они просты и достоверны. А сколько восторга у детей вызвали натюрморты! Яркие и сочные помидоры, свежие зеленые огурцы, прямо на грядках, вызывают желание скорее сорвать и попробовать, так они хороши!
 Велика заслуга Ф.С. Сычкова в создании произведений, посвящённых мордовскому народу, нашей культуре. Федот Васильевич прожил долгую и творчески счастливую жизнь. До конца своих дней он продолжал активно трудиться. Он создал более 600 живописных работ, хранящихся в отечественных и зарубежных музеях. «Жизнь художника в полном смысле есть самое интересное из всех занятий» признавался он в письме своему другу художнику Е.М. Чепцову в 1948 году. Сегодня имя Федота Васильевича Сычкова с гордостью носит Саранское художественное училище.

Составила преподаватель Истории искусства Рябцева Галина Александровна
Мастер-класс для преподавателей
Сегодня состоялся очередной мастер-класс для преподавателей нашей школы. Колмакова Елена Владимировна познакомила с живописью цветной туши по объемному предмету.
Педагоги с большим увлечением включились в творческий процесс, получили массу положительных эмоций.
Проведение просмотров за 1 полугодие 2024-2025 учебного года
Близится к завершению первое полугодие учебного года, постепенно подводятся итоги проведенной работы, выставляются оценки. Одной из форм оценивания результатов учащихся художественной школы являются просмотры. 26 и 27 декабря в нашей школе прошли просмотры творческих работ учащихся 1-5 классов. Ребята выставляли свои текущие работы по всем изучаемым дисциплинам: рисунку, живописи, композиции, лепке, вышивке, бисероплетению, декоративной композиции.
Просмотр – это подведение итогов работы учащихся за полугодие. Значимое событие в учебном процессе художественной школы и жизни каждого учащегося, задачей которого является показать качество полученных знаний, умений и навыков владения материалом. Работы, представленные к просмотру, отражают широкий спектр тематик: от природы и городской жизни до портретной живописи и абстракции. Каждая работа – это больше чем результат учебного процесса, это отражение внутреннего мира каждого ученика, его переживаний, стремлений и эмоций. Для начинающих художников – это первые маленькие победы в освоении художественного ремесла, для учащихся постарше – демонстрация приобретенных умений и навыков.
Не один из учащихся не остался не оцененным. Множество достойных работ было отобрано педагогами в методический фонд, как образцы для демонстрации учащимся. Не всегда просто было однозначно оценить тех или иных ребят, но полный ярких впечатлений просмотр позади, а впереди ждут зимние каникулы-самое время отдохнуть и набраться новых впечатлений для творчества!


«Формирование самооценки творческих достижений
учащихся в ДХШ»
Методическая статья преподавателя отделения "Живопись" Вдовиной Ольги Юрьевны
Самооценка творческих достижений – это оценочное действие по отношению к результатам личных достижений в художественно-изобразительной деятельности. Рассмотрим педагогические условия формирования опыта самооценки творческих достижений и его влияние на развитие критичности мышления у учащихся детской художественной школы. Особое внимание уделяется самостоятельной художественно изобразительной деятельности учащихся, в процессе которой формируется один из компонентов опыта самооценки творческих достижений – опыт оценки своих потенциальных возможностей.
На современном этапе развитие искусства в России состоит в переходе от традиционного изобразительного искусства к актуальному, где основными ориентирами становятся креативность и индивидуальность художника. Таким образом, в современном обществе изменились требования к творческой личности в целом и к качеству образования будущего художника, архитектора, дизайнера в частности. Процесс обучения стал стремительным, и его эффективность связана с формированием у будущего художника опыта оценки результатов своей деятельности, развитием критического мышления.Развивающий эффект обучения в детских художественных школах достигается не столько за счет усвоения навыков и умений, сколько за счет обретаемого опыта творческой деятельности, преодоления личных и творческих конфликтов, которые дает учащемуся сам процесс обучения художественно-изобразительной деятельности.
Проблема выявления эффективных педагогических условий формирования опыта оценки своих творческих достижений у подростков в условиях детской художественной школы. Процесс формирования опыта самооценки творческих достижений влияет на развитие критического мышления подростка. Формирование опыта самооценки творческих достижений в детской художественной школе может быть эффективным при реализации педагогической поддержки подростка на различных этапах формирования опыта самооценки творческих достижений через создание личностно-ориентированных ситуаций.
Выделяют четыре этапа формирования опыта самооценки творческих достижений: подготовительный, нормативный, сопоставительный, личностный.
- на I (подготовительном) этапе учащиеся знакомятся с критериями оценивания учебной работы и приобретают навыки практического применения этих критериев. В процессе создания условий для определения учащимися своих потенциальных возможностей в процессе самостоятельной деятельности, нужно стимулировалась мотивацию учащихся к регулярному выполнению учебных домашних работ.
На I этапе формирования опыта самооценки творческих достижений сценарий ситуации может был таким: можно предложить учащимся продемонстрировать свои возможности в изобразительной деятельности и выполнить индивидуальное домашнее задание в любой технике (штрих, пятно, «по-мокрому») или материале (карандаш, тушь, «мягкий» материал). Подчеркиваем, что отметка за эту работу выставляться не будет. Реакция учащихся на такую форму домашнего задания будет практически одинаковой: отсут­ствие оценки за работу удивляло учащихся. В этой ситуации не оказываем на учащихся никакого воздействия, деятельностьпреподавателя состоит только в определении темы домашней работы для каждого ребенка.
На этом этапе одни учащиеся не выполняют домашнее задание или выполняют его на низком уровне, не проявив при этом инициативы в выборе технических средств, другие учащиеся выполняют несложную домашнюю работу, показав средний или низкий уровень выполнения. Только небольшая часть учащихся выполняют домашнюю работу с элементами эксперимента, хоть и не на высоком уровне. В беседах по поводу мотива выбора материала или новой техники они указывали на то, что им «хотелось попробовать новый материал», «было интересно экспериментировать», «нравится работать в выбранной технике, но такие работы на дом не задавались». Такое развитие сценария ситуации подтвердило наблюдение К. Левина, что только в тех случаях, когда деятельность является для учащегося личностно значимой и выполняет он ее добровольно, время и усилия, затраченные на его выполнение, не играют особой роли для учащегося, как и сама оценка.
- на II (нормативном) этапе у учащихся происходит изменение содержания самооценки творческих достижений. На этом этапе создаются психолого-педагогические условия для приобретения учащимися опыта нормативного способа оценивания художественно-изобразительной деятельности. Вся работа на первых двух этапах осуществлялась в рамках традиционной для детской художественной школы деятельности – учебной. Однако наблюдения за учащимися показывают, что урок как форма организации образовательного процесса в определенный период начинает сдерживать развитие творческой личности. На уроке успешно удается формировать умения и навыки учащихся, однако процесс развития личности не ограничивается только этим.  Инициативность, самостоятельность, критичность мышления, эстетический вкус – качества, необходимые творческой личности, которые невозможно развить на уроке. В процессе самостоятельной деятельности развивается критичность по отношению к результатам своей деятельности. Самостоятельная деятельность направлена на проявление творческой инициативы учащегося, выражающейся в оригинальности тематики, самостоятельных поисках способов исполнения, использовании в работе новых технических приемов. Процесс педагогического оценивания в детской художественной школе включает в себя оценку нескольких компонентов образовательного процесса: результативного и личностного. Оценка результативного компонента отражает качество знаний, умений и навыков, полученных учащимися в детской художественной школе: на каком уровне освоены знания? Каковы умения и навыки? Какова оценка творческой деятельности учащегося? Какими были успехи в усвоении учебного материала в целом? Оценка личностного компонента отражает уровень личностного опыта учащегося, в основе которого лежит опыт рефлексии, опыт самооценки достижений и опыт выбора ценности, поступка. Если на I этапе только побуждаем учащихся к выполнению домашних работ, то на следующем этапе ставим перед учащимся определенную задачу – презентация своей работы перед группой. Учащиеся должны были выполнить домашнее задание, самостоятельно выбрав тему и технику исполнения, художественные средства и материалы исполнения. На этом этапе знакомим учащихся с вариантами выполнения домашних заданий: задание по образцу; задание по аналогии; экспериментальное задание, связанное с поиском новых технических средств и приемов исполнения. В этой ситуации организовываем презентацию работы с представлением ее группе самим автором. В результате такой презентации технические приемы, средства исполнения, композиционные находки стали достоянием всей группы. Такая форма проверки домашних работ способствует укреплению авторитета подростка в группе, обогатит личностный опыт не только автора работ, но и каждого учащегося.
- на III (сопоставительном) этапе учебный процесс переносится из учебной деятельности в самостоятельную. Учащимся предоставляется свобода в выборе лучших работ для итогового просмотра, инициатива в выборе тем, техник и технологий в процессе самостоятельной деятельности. На III (сопоставительном) этапе предоставляется ученикам максимум свободы и инициативы: они самостоятельно выбирают творческие задачи, художественные средства и материалы для исполнения домашнего задания. Сценарий этого этапа – «Летнее задание». В конце учебного года, прощаясь на время летних каникул, проводим с учащимися напутственную беседу, в конце которой предлагается им самостоятельно выполнить летнее задание: этюды, зарисовки, композиции на свободную тему. Отмечаем, что летнее задание не будет оцениваться, однако учащиеся, выполнившие его, смогут сделать в школе персональную выставку работ. В начале учебного года все учащиеся принесли свои летние работы, однако их количество и качество было различным. Самым важным в этой ситуации был поиск оптимальных способов обращения к личностной сфере учащихся: поддержка, совместная переоценка опыта оценивания результатов своей самостоятельной художественной деятельности, личностно-смысловой диалог. Особое место в процессе реализации сценария «Летнее задание» имело применение техники диалога: от диалога как формы общения до личностно-смыслового диалога о творческих перспективах, жизненных планах и художественных предпочтениях. Для преподавателя важно найти оптимальный для каждого учащегося способ актуализации опыта самооценки творческих достижений в этой ситуации.
- на IV (личностном) этапе учебные ситуации ориентированы на индивидуальное творчество, создаются условия для взаимного обогащения личностного опыта учащихся. Кроме того, чтобы определить личностное отношение к своей работе, учащийся оценивает каждый рисунок по условной шкале «удовлетворения от работы» – степени вложенных усилий и силе эмоций, полученных при выполнении работы: «я с ней много мучился», «я получил удовольствие от работы над ней». Помимо оценок, поставленных самим автором, учащиеся группы участвуют в отборе работ на школьную выставку по таким критериям, как «работа не удалась», «в работе нет ничего особенного, не надо показывать на выставке», «в работе есть кое-что интересное, можно показать на выставке», «шедевр! обязательно нужно показать на выставке». Применяя эти критерии, учащиеся учились по-новому смотреть не только на свою работу, но и на свой творческий потенциал в целом, тем самым приобретая личностный опыт.
Критичность – это такой тип мышления, к которому прибегают при вероятностной оценке, принятии решений и самооценке. Критичность мышления является ведущим критерием определения эффективности педагогических условий формирования опыта самооценки творческих достижений. Для определения уровня критичности исследуется наличие у подростков таких показателей, как обоснованность оценочных суждений, соотношение совпадения собственной оценки с оценкой других, расхождение оценки работы другого с его реальной оценкой. Собственная оценка работы подростка часто не совпадает с оценкой педагога. Оценка работы «другого» обычно ниже реальной оценки. Оценка своей работы часто совпадает с внешней оценкой – педагога. Оценка работы «другого» завышена относительно реальной оценки и относительно своей работы. Оценка часто совпадает с внешними оценками, но чаще она ниже, чем оценка «значимых других». Развита самокритичность.
Рекомендации педагогам по формированию самооценки учащихся
- Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но, не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.
- Если самооценка ученика занижена, скорее всего, он тревожен, не уверен в собственных силах. Такой ученик все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.
1. Одна из главных ошибок педагогов – привычка акцентировать внимание на недостатках вместо того, чтобы дать ребенку полную картину его личности. Ведь никто не может быть безупречным во всем. Важно, чтобы ученик осознавал, что у него получается особенно хорошо. Понимание своих сильных сторон научит его ценить себя и опираться на свои лучшие качества. Для этого не только критикуйте, но и хвалите ученика, обсуждайте с ним его способности, показывайте, в чем он особенно хорош.
2. Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.
3. С уважением относитесь к мнению ученика, ведь Ваш ученик имеет право быть с Вами несогласным, дайте возможность ему высказать свою точку зрения.
4. Относитесь с пониманием к ученикам. Ваш ученик может испытывать злость, обиду, раздражение, как и каждый живой человек. Избегайте лишний раз ругать или стыдить его за его «неудобность», лучше поинтересуйтесь, что его так обидело или разозлило.
5. Собственным примером учите учащихся спокойно относиться к критике, без агрессии, уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и его собственные чувства и желания.
6. Развивайте у учеников умение анализировать и аргументировать свое мнение, отстаивая свои интересы. Не бойтесь спрашивать его мнения по важным вопросам, предоставляйте ему свободу выбора – на какое мероприятие пойти в 6-й школьный день, на какой факультатив или секцию записаться, в олимпиаде по какому предмету принять участие. В ситуации подобного выбора самому педагогу важно найти нужные слова, чтобы аргументировать свое желание видеть ребенка в том или ином месте.
7. Не обесценивайте достижения своих учеников, не высмеивайте особенности характера только на том основании, что вы старше и «мудрее».
 8. Покажите, что просить о помощи не стыдно. Самостоятельный и уверенный в себе человек – не тот, кто все умеет делать сам (пресловутый «комплекс отличника»), а тот, кто не боится признать свою слабость, свои ошибки и попросить о помощи. Ученик будет доверять и обратится за помощью к тому учителю, который для него открыт, который не осудит, не упрекнет, не высмеет, а протянет руку помощи.
9. Учите учащихся не бояться отказывать людям, отстаивать свои границы, говорить «нет» вещам и людям, которые ему не нравятся или несут угрозу, проявлять здоровую агрессию, если нужно себя защитить. Это важный навык, который поможет спокойнее реагировать на отказы других. Уважайте отказ своих учеников, если это важно для их самоуважения.
10. Поддерживайте при неудачах, помогайте ученику поверить в себя и свои способности.
11. Помогайте правильно реагировать на ошибки и неудачи, предоставляйте возможность для их исправления.
12. Если хотите указать на ошибки, начните с достоинств и сначала обозначьте плюсы, а уж потом переходите к замечаниям.
13. Хвалите перед всем классом, а ругайте и критикуйте – наедине.
14. Не перехваливайте ученика, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
15. Анализируйте вместе с учащимся его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так он будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
16. Не сравнивайте ученика с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
17. Оценивайте не личность в целом, а конкретные действия и поступки учащегося. 18. Требования к ученикам должны соответствовать их возрастным возможностям. Иначе ноша окажется непосильной для ребенка, а значит, невыполнимой, что формирует заниженную самооценку.
19. Учитывайте во время подготовки и проведения контрольных и самостоятельных работ индивидуальные психофизические особенности учащихся.
Методические рекомендации по наброскам и зарисовкам с натуры.
Методическая статья преподавателя отделения "Живопись" Шилиной Натальи Геннадьевны
Чтобы активизировать весь процесс обучения рисунку и, в частности, добиться решения тех учебно – воспитательных задач, которых длительный учебный рисунок не позволяет решать полностью, современная методика обучения предлагает систему вспомогательных, краткосрочных учебных рисунков двух видов - наброски и зарисовки, которые сопутствуют длительному учебному рисунку в течение всего курса обучения.
     Набросок (crodue - франц., Entwurf - нем., sketch - англ.) - монохромное неполное обобщенное изображение предметного мира, исполняемое обычно в короткий, иногда в кратчайший, чрезвычайно ограниченный промежуток времени, чаще всего не зависящий от самого рисующего.
Зарисовка - наиболее полное, чем набросок, но отнюдь не исчерпывающее монохромное изображение предметного мира, исполняемое с натуры в относительно более короткий промежуток времени, чем длительный учебный рисунок.
      Различие между наброском и зарисовкой заключается не только во времени, затрачиваемом на исполнение того или другого, но главным образом в самих способах работы. Зарисовка исполняется сначала до конца только с натуры, набросок же может быть исполнен не только с натуры, но и по памяти, по представлению, по воображению, а также с применением комбинаций нескольких или всех способов.
Способы выполнения набросков и зарисовок
        Наброски и зарисовки выполняются различными способами и приемами. Эти способы и приемы определяются прежде всего целями и задачами, которые ставятся при выполнении набросков, индивидуальными особенностями изображаемой формы, характером восприятия изображения, мышления у рисующего, уровнем владения изобразительными материалами.
        Основными целями и задачами, наиболее встречающимися в процессе работы над набросками и зарисовками, являются следующие:
- изучение и реалистическое изображение предметов быта, пейзажа, интерьера, архитектуры;
- изучение и реалистическое изображение животного мира;
- изучение фигуры человека;
- поиски положения в пространстве фигур, движения, наклона, поворота.
Выполнение набросков линиями
        Один из наиболее распространенных способов выполнения набросков и зарисовок – построение их непрерывными линиями, начинающими с изображения общих очертаний предметов, без основательной моделировки формы. Рассматривая способ построения набросков и зарисовок одними линиями, как правило идущим по внешнему очертанию, по контуру предмета, необходимо отметить, что многие психологи и физиологи
подтверждают большое значение контура для узнавания объектов, для познания их строения и формы. И.М.Сеченов писал: «В некоторых случаях запоминание контура бывает достаточно не только для обособления предмета, но и для отличия его от других схожих». Контур – не какая-то абстрактная геометрическая форма или сумма линий неопределенного очертания. Контур представляет собой границу объемной формы с
внешней средой, он обусловлен перспективным сокращением объемной формы, находится в тесной связи с распределением светотени по форме, а часто является линией перехода одной формы в другую. Контур тесно связан с конструкцией индивидуальной формы, с особенностями перспективы, распределением света и тени. Поэтому одним контуром можно передать пространственное положение объекта, его пропорции, величину, движение и т.д.
        Линия в рисунке - основное изобразительное средство. Чистяков П.П., известный педагог в области изобразительного искусства ХIХ века, требовал «рисовать не изгибы линий, а формы, которые они образуют между собой». Он говорил, что те, кто не видит форму, и линии правильно не нарисует. Линия может быть различной, как однородной и не меняющей по толщине, по длине и даже превратиться в точку, наброски исполняемые такой графической линией принято называть «линейными.»
Выполнение набросков линиями с тоновой проработкой формы
        Широко применяется способ выполнения набросков линиями с одновременной проработкой тоном формы. Рисующий, начиная построение формы с общего контура, сразу моделирует отдельные объемные массы, выявляя их светом и тенью. Линии в таких набросках прерывистые, штрих или тушевка подчеркивают и уточняют форму. В этом случае тоновая обработка формы идет параллельно с проведением первых линий,
показывающих очертание объекта или отдельных его частей. Часто на начальной стадии набросок начинается тонкими линиями по общему очертанию объекта изображения, после чего ведется обработка рисунка тоном. В процессе рисования постоянно выверяется пространственное положение деталей по отношению к общему расположению предмета в
пространстве. Штриховка каждой детали вместе с выявлением объемности помогает лучше определить положение частей в пространстве, она четче выделяет конструктивную связь, сокращение плоскостей в перспективе; тон и линия равнозначны, служат одним и тем же целям представляют собой единое целое.
Выполнение набросков с применением элементов схемы построения
        Набросок начинают с обозначения общего движения и расположения форм одной, двумя или более вспомогательными линиями, проходящими посередине объемной формы или по ее внешнему контуру, и тут же начинается прорисовка этой формы общими линиями. В таких набросках и зарисовках возможна последующая моделировка объема штрихами или растушевкой. Введение в набросок элементов схемы построения помогают
более прочно сохранить первоначальное впечатление от восприятия натуры и наиболее точно зафиксировать это впечатление на бумаге. Дополнительные линии и другие элементы схемы, которые в реальности отсутствуют, служат средством убедительно построить объем и передать характер формы.
  Выполнение набросков «схемой»
        Выполнение набросков «схемой» широко распространено в изобразительной деятельности. Как правило, при этом способе все формы упрощаются до простых геометрических тел или комбинации таких тел. Рисующий воспринимает в натуре строение, объем, пространственное положение предмета, сознательно упуская детали. Восприятие натуры носит ярко выраженный анализирующий характер. Создаваемый образ передается в виде объемных форм крупными планами. Как мы знаем, каждая существующая в природе форма может быть сведена в конечном счете к совокупности геометрических форм, и задача рисующего – почувствовать и увидеть в изображаемом предмете эту основу, чтобы верно передать его строение. Следует помнить, что такая геометризация не должна превращаться у рисующего в самоцель. В некоторых набросках
такого плана по мере дальнейшей работы происходит частичная замена компонентов схемы реалистическими элементами.
Выполнение набросков тоном, пятном
        В набросках и зарисовках подобного типа решаются одновременно задачи выявления конструктивных закономерностей предметов, индивидуальной формы, света и тени, положения объекта в пространстве. Так как рисующий должен решить столько задач одновременно и в очень короткий срок, то набросок выполняется упрощенно, иногда
приближаясь к схеме. Из-за малого количества времени построение наброска начинается с главного – с фиксирования на листе бумаги движения натуры, пропорций, света и тени.
Натура воспринимается общей массой, тоновым пятном. Набросок начинается с двух-трех линий, определяющих габаритные размеры предмета по горизонтали и вертикали, затем обрабатывается тоном. Тональная проработка ведется не только по основным градациям свет и тень – а и по другим переходным градациям – полутень, рефлекс и т.д.Конкретнее намечается граница как общего силуэта предмета, так и его частей.
 Материалы, используемые в набросках
Наиболее удобны следующие:
- простые карандаши различной мягкости;
- цветные карандаши;
- тушь (кистью мокрой и сухой, а также пером);
- соус;
- фломастеры;
- сангина;
- пастель;
- цветные мелки;
- уголь;
- акварель;
- гелиевые ручки.
        Выбор материалов для набросков зависит от цели и задачи, поставленной перед детьми, от времени на задание и объекта изображения. От этого же зависит и выбор бумаги для работы, которая может варьироваться по плотности и цвету.
Тематика набросков
        Наброски и зарисовки с натуры являются важнейшим средством изучения зрительного облика предметов окружающей действительности. Быстрый рисунок приучает острее чувствовать особенности пейзажа, животных, человека и предметов обихода. Характер индивидуальной формы предмета зависит в первую очередь от его конструктивного строения, пропорций, пространственного положения. Изображение этих особенностей объемной формы требует знания законов линейной и воздушной перспективы, распределение светотени. В наброске, какой бы объект он ни изображал, можно ставить задачу, как можно полнее изучить эти законы.
Зарисовка бытовых предметов
Предметы бытового обихода вполне доступны, наиболее просты по форме и
потому очень удобны для первоначального изучения закономерностей формы. Эти закономерности яснее всего можно наблюдать на простейших геометрических телах: цилиндре, конусе, призме, пирамиде, шаре. Из сочетания этих элементарных форм строится любая форма в природе.        Наброски с геометрических тел помогают понять построение сложных форм, из которых строится конструкция бытовых предметов. Чтобы полнее ознакомиться с конструкцией предмета, полезно выполнить наброски данного объекта с различных точек зрения и на разном уровне относительно линии горизонта.
Наброски овощей, фруктов, цветов
        С растительными объектами мы очень часто встречаемся и в самой жизни, и в произведениях изобразительного искусства. Нельзя полностью овладеть реалистическим рисунком, не изучая пристально окружающий нас растительный мир. Изображение листа начинается с обозначения общей формы, напоминающей какую-либо простейшую геометрическую фигуру. Многие листья по своим очертаниям напоминают ромб, треугольник, четырехугольник, эллипс и т.д. Выполнив достаточное количество
набросков и зарисовок отдельных листьев, переходят к рисованию веток с листьями.
        Изображая фрукты и овощи, нужно иметь в виду, что форма их сравнительно проста и очень напоминает геометрические тела. Поэтому, выполняя наброски с этих объектов, можно использовать приемы передачи объема геометрических тел. Значительно сложнее делать наброски с целой ветки плодов или группы овощей и фруктов. Здесь встает задача правильно определить и показать в рисунке композиционное единство всей группы, характерные особенности положения отдельных плодов и листьев по отношению ко всей группе.
        Наброски цветов начинают с обозначения общего очертания всей группы, иногда вместе с листьями. Необходимо передавать направление стебля – вертикальное или наклонное. Внутри общего контура определяются отдельные группы цветов и листьев, уточняются их пропорции, пространственное положение, и только после этого детально вырисовываются каждый конкретный цветок, стебель, бутон, лист.
Наброски интерьера и архитектурные зарисовки
        Для рисования интерьера важно помнить специфические черты интерьерного рисунка. Прежде всего, интерьерный рисунок выражает пространственные планы.
Рисующему необходимо найти такую точку схода и такой уровень горизонта, чтобы пространственные отношения могли раскрыться с наибольшей яркостью. Прежде чем приступать к рисованию интерьера, полезно порисовать мебель, небольшие ее группы из двух-трех предметов или одиночные предметы. Основная задача таких набросков – определение взаимного положения предметов в пространстве, правильная передача
пропорций, конструкции, перспективы.
        Архитектурные сооружения полезно рисовать в разное время года и дня. Наброски здания могут выполняться самыми разнообразными способами и в самой разнообразной технике. Выразительно получаются наброски, выполненные на тонированной бумаге. Особый вид архитектурных зарисовок – наброски отдельных фрагментов сооружений – частей стены, портика, лестницы и т.п.
Наброски и зарисовки пейзажа
        При выполнении набросков и зарисовок пейзажа большое значение имеет выбор мотива, выбор точки зрения, время дня, время года. Прежде чем приступать к зарисовкам пейзажа, следует сделать ряд набросков отдельных элементов пейзажа – кустов, деревьев, облаков и т.д. Для правильного изображения деревьев важно знать особенности внешнего очертания деревьев – отношение высоты дерева к ширине, сравнительную толщину ствола, нужно чувствовать характер расположения сучьев. Приступая к выполнению набросков пейзажа, следует помнить, что в пейзаже важно передавать разноплановость.
        Компонуя набросок пейзажа, необходимо учитывать светотеневые отношения. Лучше так выбирать мотив, чтобы распределение светлых и темных пятен способствовало раскрытию содержания пейзажа, служило выразительным средством.
Наброски и зарисовки животных и птиц
        Выполнение набросков птиц и животных необходимо начинать с зарисовок чучел.
Чучела изображаются в различных положениях и поворотах. В каждом случае нужно анализировать строение животного, индивидуальные пропорции форм, характер внешнего покрова. Следует отметить, что при рисовании животных и птиц каждая линия должна проводиться с учетом не только общей формы, очень важно пронаблюдать особенности строения отдельных частей объемной формы.
Наброски и зарисовки человека
        Человек – самый сложный объект для рисования. Грамотно выполнить наброски с человека невозможно без знания основ анатомического строения, без знания самых общих положений анатомии. Усвоение основных знаний об анатомии человека идет параллельно с выполнением набросков и зарисовок всей фигуры человека и ее отдельных частей.
Руководствуясь общепедагогическим принципом – от простого к сложному, наброски с человека рекомендуется начинать с простых поз. Рисунок фигуры человека начинается с определения общего пространственного и композиционного положения изображения на плоскости листа бумаги. Далее проводится осевая вертикальная линия, на которой короткими отрезками намечаются места перехода основных частей фигуры человека; намечаются пропорциональные отношения головы, туловища, рук, ног. Затем следует
детальная или частичная прорисовка фигуры с учетом характерных особенностей натуры. Заканчивается набросок нанесением тона, соответствующего распределению светотени на фигуре. Важной задачей при выполнении набросков фигуры человека является изучение движения. Незнание характерных особенностей того или иного движения, координации туловища, головы, рук, ног во время ходьбы, бега, катания и т.д. часто самым серьезным образом отражается на выполнении тематического задания, посвященного изображению людей.
Виды набросков
В зависимости от характера исполнения наброски можно условно подразделить на четыре вида набросков:
1.     Наброски с натуры. Рисунок выполняется от начала и до конца с параллельным наблюдением за человеком, предметом или ситуацией со стороны.
2.     Наброски по памяти. Здесь изображение делается по памяти. Художник что-то увидел и потом быстро зарисовал это на бумаге. Таким образом человек рисовал не с натуры, но то что он изображает, имело место быть в действительности.
3.     Фантазийные наброски. Речь идет о небольших зарисовках, идеи которых родились в голове человека. И чтобы не забыть возникший образ или идею, он фиксирует задумку на листе. Тут используется только воображение, фантазия художника.
4.     Комбинированные наброски. Это рисунки, в которых скомбинировано несколько видов набросков. Например, человек что-то увидел, а потом добавил еще что-то от себя на картинке. Или он начал рисовать набросок с натуры, а закончил его уже по памяти.
Критерии оценки учебной деятельности
        Важным разделом в выполнении набросков и зарисовок является анализ качества выполненных заданий. Желательно разбор качества выполнения работ проводить совместно с детьми, предварительно напомнив им основные цели и задачи конкретного задания. В этом случае педагог должен стремиться привлечь к участию в обсуждении работ возможно большее количество детей. Добиться этого можно путем постановки
целого ряда вопросов, которые будут определенным образом направлять внимание детей на те общие задачи, которые ставились перед началом работы:
- как решена композиция; как организована плоскость листа; как согласованы детали изображения между собой;
- характер формы; степень сходства изображения с предметами действительности;
- правильность передачи пропорций, отношение частей к целому;
- качество конструктивного построения, как связаны детали изображения между собой и с общей формой;
- владение техникой изображения – применение различных изобразительных
материалов.
        Очень важно при оценке качества выполнения работ учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы у них не пропал интерес к работе и при выполнении следующего задания учесть в работе свои ошибки.
Made on
Tilda